Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Renault 10 CV MH Sahara. Большой сахарский комфорт.

В отличие от своих предшественников из века XIX, колонизаторы века ХХ по большей части передвигались не на океанских броненосцах, а на самых обычных автомобилях. Туземцы приходили кто в ужас, кто в восторг от вида возникавшей на горизонте странной повозки. Она передвигалась без помощи лошадей, ревела и неприятно пахла. А вместе с ней приходило горькое понимание, что мир уже не будет таким, каким он был до этого...

Так уж случилось, что эстафету грандиозных гонок начала XX столетия «Пекин – Париж» и «Нью-Йорк – Париж» после окончания Первой мировой войны перехватил Андре Ситроен. Французские полугусеничные вездеходы конструкции Адольфа Кегресса (бывшего начальника гаража русского царя Николая II) в 1923 году прошли по всему Африканскому континенту знаменитым «Черным рейдом». Рекламные пробеги Citroen – это, конечно, отдельная тема, но не упомянуть о них нельзя, поскольку именно они вызвали бурную деятельность первейшего конкурента – Renault.




 

Экспромт или конструктор

Трехосный Renault Type MH был в своем роде чистым экспромтом: когда в канун зимних Олимпийских игр его первый раз показали в Шамони, мало кто мог наверняка предсказать его судьбу. Кто станет заказчиком машины – военные или колониальное ведомство? В те годы установка двух задних ведущих осей вместо одной виделась простейшим способом наращивания тягового усилия на колесах (патент на гусеницы был в предприимчивых руках Ситроена, а шарниры равных угловых скоростей, позволяющие сделать ведущей и переднюю ось, еще не были отработаны). Задняя тележка Renault MH фактически не требовала и межосевого дифференциала – достаточно было обеспечить взаимную подвижность мостов для преодоления неровностей. Причем редуктор среднего моста был сделан «проходным» (с задней ведущей осью его связывал короткий вал с двумя карданными шарнирами).




 

Если говорить в целом, то автомобиль представлял собой... конструктор из легковых и грузовых Renault, причем конструктор далеко не самый удачный. Масса шасси составляла 1340 кг, а двигать его приходилось четырехцилиндровому моторчику (рабочий объем 2120 см3) мощностью всего 26 л.с.! Кстати, этот же двигатель стоял под капотом легковой модели Renault Type KZ (немалое количество этих машин в 1925 году было закуплено Москоммунхозом для использования в качестве таксомоторов). Такие вот полюса одного силового агрегата: на одном – такси, а на другом – военный автомобиль повышенной проходимости. В последнем случае ситуацию с нехваткой тяги спасала трехступенчатая коробка передач и двухступенчатый демультипликатор. И именно они сделали первую в мире серийную «трехоску» на редкость неторопливой (50 км/ч), но при этом довольно выносливой. Что же касается тормозов, то они предусматривались только на колесах задних осей. Но в то время в подобной конструктивной особенности не было ничего зазорного.




 

Знакомство и дружба с Африкой

Поскольку первое знакомство Renault MH с Африкой обнадеживало, Гастон Гради, администратор Compagnie Generale Transsaharienne, решил предпринять большую вылазку – совершить переход из алжирского Бешара к реке Нигер (в то время там действовала французская экспедиция). На пересечение Сахары ушло пять суток – 28 января в 22:00 три экипажа в сопровождении сенегальской охраны отправились в путь, а 31 января в 11:00 нигерская миссия уже получала провиант и относительно свежие новости из метрополии. И заметьте, все это произошло спустя 13 месяцев после разрекламированного «Черного рейда» полугусеничных Citroen.


Любопытный момент: в пробеге обнаружилась неприятная особенность балансирной подвески (задние мосты крепились на концах полуэллиптических рессор, подвешенных к раме в верхней точке). Когда одно колесо машины вкатывалось на препятствие, идущее следом тут же норовило зарыться в грунт.




А вот идея спаривания колес себя полностью оправдала. В них максимально стравливали давление, при этом опорная поверхность увеличивалась, и машина без особых проблем преодолевала сыпучие пески.




 

И вот, наконец, настал момент, когда Compagnie Generale Transsaharienne отрядила несколько «трехосок» для проведения беспрецедентной экспедиции через весь Африканский континент, из Алжира к мысу Доброй Надежды.







Машины под командованием капитана Делиньжетта стартовали 13 ноября 1924 года из Бешара и финишировали 3 июля 1925 года в Кейптауне. На этом пути было преодолено 35 рек, восстановлено или построено 129 мостов (12 из которых рухнули под весом автомобилей). Обратный путь был не в пример короче – машины сошли с борта корабля в Гавре и своим ходом добрались в Париж.




И надо сказать, что усилия компании не пропали даром: на гребне постэкспедиционной славы Compagnie Generale Transsaharienne приняла на вооружение длиннобазные шестиколесные автобусы, сделанные на основе все той же 26-сильной Renault MH.




Любопытный момент: конструкция крыши этих своеобразных средств общественного офф-роуд-транспорта предусматривала возможность установки на крышу... пулеметной турели (не все аборигены разделяли настроения колонизаторов). Ну а рекламным слоганом «новой автобусной формации» стала внушающая доверие фраза: «Большой сахарский комфорт».




 

Одна шестая часть суши

История этих машин коснулась и нашей страны. Открываем Информационный бюллетень торгового представительства СССР во Франции от 1 декабря 1926 года... Так вот же она, «шестиколеска»! И действительно, в 1926 году Госторг закупил несколько таких машин. Одну из них отправили в Узбекавтопромторг, где 22 июня 1927 года она и совершила пробег из Чарджоу в Хиву. 500 километров бездорожья были пройдены за 108 часов 10 минут. При этом машина зачастую преодолевала барханы с крутизной до 18 градусов.




А в апреле 1929 года экспедиция академика Александра Евгеньевича Ферсмана отправилась в пустыню Каракумы на двух «трехосках» Renault MH и одном Ford T. Ford вскоре пришлось отправить назад в Ашхабад. Что же касается оставшихся Renault, то они вступили в борьбу с зыбучими песками и барханами крутизной до 30 градусов... Приходилось использовать лебедки-самовытаскиватели (штатное оснащение одной из машин). Дважды обрезало шестерни дифференциала. Имели место и другие, менее значительные неполадки, но тем не менее обе машины добрались до пункта назначения, тем самым доказав свою работоспособность в жестких условиях пустыни.



Источник: http://www.off-road-drive.ru/archive/7/Bolshoy_saharskiy_komfort__ili_… ; http://www.oto6.free.fr/6roues/6rouesrenault10cv.htm

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

автопробег Рено-Сахара

 

Комментарии:

putnik-ost

Возможно это первый настоящий грузовик повышенной проходимости - именно в Renault Type MH были впервые использованы сочетание технологической отработанности, надёжности, ремонтопригодности. Часть машин штатно комплектовалась лебёдкой. Полугусеничные машины Кегресса обладали существенным недостатком - резино-тканевые ленты имели малый ресурс на каменистых грунтах. В современных условиях подобные движители широко и успешно применяются только на снегоходах. Принципы применённые Рено в MH Sahara - используются на всех современных автомобилях повышенной проходимости. Без сомнения Renault 10 CV MH Sahara был очень удачной машиной.

Ответить

Таки сумел найти интересную малоизвестную информацию. Спасибо, очень много познавательного. ++

Ответить

АгентМатрицы

Дважды обрезало шестерни дифференциала.
__________________
Как познавательно! Как я жила без этой информации! Жаль картинко не раскрасили :))))

Ответить

putnik-ost

Ну это скорее всего потому что в поворот ехали с нагрузкой, а межосевого дифференциала нету.

Ответить

АгентМатрицы

-, просто из мести :))) Пока-пока:)))))

Ответить

putnik-ost

Очень рекомендую пройти по второй ссылке - отличный материал на языке оригинала - даты экспедиций, маршруты, участники. Сознательно не стал грузить в пост, очень специфическая информация.

Ответить

АгентМатрицы

Завтра с утреца, я еще про студебеккер не дочитала))

Ответить

26 кобыл - как же это мало! Машинки не приходилось ли в гору подталкивать???

Ответить

putnik-ost

рабочий объем 2120 см3 при 26 л.с - крутящий момент должен быть высоким уже на 1500 об\мин. движок почти тракторный, степень сжатия мизерная - ресурс, наверное, хороший. Плюс КПП с большими передаточными отношениями(наверняка) и понижайка. В общем, вполне продуманная машина.
Между прочим, очень подходящая схема для всяких самодельных вездеходов.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.