Регистрация Вход
Город
Город
Город

Бомбардировщик-штурмовик Митчелл


Япония вступила в войну, имея торговый флот,

общий тоннаж, которого составлял всего 6 млн. регистровых т. Более того, Япония пренебрегла опытом  боевых действий на море в 1939--1941 годах и строила свои экспансионистские планы, не принимая мер по защите судоходства

(не используя систему конвоев и не имея конвойных авианосцев).

Япония предприняла серьезные усилия по исправлению этих упущений

лишь после того, как потеряла значительное количество своих

торговых судов.


 

К концу 1943г. американские подлодки ощутили себя хозяевами тихоокеанских вод. Время отдельных атак закончилось, начиналось крупное наступление.  Потери японского торгового флота только за последний год определялись тоннажем в 1 803 000т - величиной, которая не могла быть компенсирована строительством новых судов. Американские подводные лодки  начали неограниченную подводную войну против  японских торговых судов. В 1943 году они потопили 296 судов общим тоннажем 1 млн. 355 тыс регистровых т,  а в 1944 году они нанесли еще больший урон: общий тоннаж

потопленных ими только в октябре судов составил 321 тыс. т.  В целом вклад американских подводных сил в войну был огромным, причем не последнюю роль они сыграли и в пресечении попыток японцев перебрасывать подкрепления и запасы снабжения изолированным гарнизонам на островах. (http://army.lv/?s=2270&id=4006)   
Япония оказалась в затруднительной ситуации: с одной стороны, ей нужен был торговый флот, чтобы продолжать боевые действия, с другой, этот флот уничтожался гораздо быстрее, чем пополнялся. Из этого следовал единственный вывод - рано или поздно Япония проиграет войну. Правительство стремилось компенсировать острый дефицит торговых судов, снабжавших военные базы, за счет сокращения остальных перевозок.




 

 Снабжение многочисленных островных гарнизонов всё чаще и чаще поручали небольшим транспортам, переоборудованным из каботажных судов и рыболовных сейнеров. Экипажи этих тихоходных корабликов, вооруженных несколькими пулёмётами, могли рассчитывать лишь на удачу и на то, что союзники не смогут эффективно обнаруживать многочисленные и малозаметные цели в лабиринтах островов и проливов. Кроме того, союзникам было крайне не выгодно уничтожать дешёвые сейнеры и джонки авиабомбами. 

Таким образом, наиболее распространенные цели на юго-западе Тихого океана не вполне подходили для массированного применения бомбардировщиков, которое успешно практиковалось на Европейском ТВД. На Тихоокеанском ТВД цели, как правило не особенно серьезно прикрывались зенитной артиллерией, но были широко рассредоточены по площади и хорошо замаскированы, что делало нерезультативным высотное прицельное групповое бомбометание, активно применяемое в Европе. Применительно к местным условиям постепенно появилась новая тактика применения авиации. Свободный поиск, осколочные бомбы с парашютами и штурмовка оказались наиболее эффективны в джунглях и на островах. Двухмоторные cредние бомбардировщики идеально подходили для всех этих действий, так как обладали необходимой маневренностью, дальностью действия и скоростью для тактики «бей и беги» и большей экономичностью, нежели четырехмоторные старшие братья. B-25, казалось, был рожден для выполнения этой задачи. Прежде всего, его очень легко было приспособить к роли самолета-штурмовика. (http://www.navylabs.ru/avia/b25/b25-6.php)




 

    Линейные части, летавшие на бомбардировщиках Mitchell, полностью использовали боевые возможности самолета. Но при необходимости в частях переделывали машины. Прочная конструкция В-25С и D позволяла устанавливать на них практически любое вооружение. Появилась идея создать на базе В-25 штурмовик, способный к длительным полётам. Дело в том, что бомбометание по японским кораблям со средних высот было крайне неэффективным. При умелом маневрировании не большой корабль успевал уклониться от падающей бомбы, не говоря уже о том, что учесть влияние на траекторию бомбы порывов ветра было очень сложным делом. Генерал Джордж К. Кении, командующий 5-й воздушной армией, предложил проводить атаки с минимальной высоты. Самолет заходил на цель на высоте 75 м, двигаясь со скоростью более 300 км/ч. При этом сбрасываемые бомбы с большой вероятностью попадали в борт корабля, что повышало эффективность бомбометания. Но у этого способа были и недостатки. Главную опасность при таком налете представляла корабельная зенитная артиллерия. Появилась идея усилить лобовое вооружение самолета, с целью активнее противодействовать корабельной ПВО противника.
   В первый раз подобную тактику опробовали с помощью ударного самолетов А-20 «Havoc». Однако эти бомбардировщики отличались малой бомбонагрузкой и небольшой дальностью полета. Кроме того, на Тихом океане этих самолетов было мало, так как они в большинстве своем по ленд-лизу поставлялись в Советский Союз. Поэтому майор Пол А. Ганн из 3-й бомбардировочной группы и Джек Фокс из группы полевого обеспечения NAA предложили использовать вместо А-20 бомбардировщики В-25. Они представили свой проект Кении, который поддержал их инициативу. Вскоре один В-25С (41-12437) был готов к испытаниям. Быструю атаку с небольшой высоты пилот мог проводить самостоятельно, без помощи бомбардира. Поэтому в лобовом обтекателе установили неподвижно батарею из четырех 12,7-мм пулеметов с боекомплектом по 500 выстрелов на ствол. Остекление с лобового обтекателя убрали, заменив его дюралевым листом. Но этого было мало. По бортам фюзеляжа в небольших обтекателях установили еще четыре 12,7-мм пулемета, по два на борт. Машина получила прозвище «Pappy's Folly». После первых испытаний боковые пулеметы сдвинули чуть назад, ближе к центру тяжести.
   Оставшийся под впечатлением от своего детища, Кении приказал переделать еще несколько В-25. К концу февраля 1943 года в Австралии подготовили 12 машин, которыми оснастили 90-ю эскадрилью. Уже в начале марта штурмовики В-25 «Strafer» с небывалым успехом участвовали в битве на море Бисмарка. Атакуя с малой высоты, В-25 оказались смертельным противником для японских кораблей. Огонь восьми 12,7-мм пулеметов очень эффективно подавлял ответный зенитный огонь. Шедший в Рабаул японский конвой из восьми эсминцев и восьми транспортов потерял все транспорты и четыре эсминца. Эти корабли или затонули или были вынуждены выброситься на берег. Эффективность бомбометания достигла 43%.
   При бомбардировке наземных целей В-25 брали во внутренний бомбоотсек кассеты из 100 23-фунтовых (10 кг) бомб. Кассеты сбрасывались на парашютах и покрывали большую территорию. Так наносились удары по аэродромам и батареям ПВО японцев.
   Концепция «Strafer» (разг., самолет-штурмовик) оказалась очень удачной. К сентябрю 1943 года в Таунсвилле, Австралия, переделку прошли 175 самолетов В-25С и D. Этими машинами оснастили пять эскадрилий. Штурмовики использовались не только против кораблей, но и для налетов на железные дороги, порты и транспортные колонны.




 

B-25G (PBJ-1G). На заводах North American Aviation приступили к созданию следующей модификации самолета. Главной отличительной чертой самолета стала 75-мм пушка.

Конструкторы NAA на серийный В-25С-1 (41-13296) установили 75-мм пушку М4, сместив ее влево относительно центральной оси. Пушка М4 представляла собой французское орудие, времен Первой Мировой войны, у которой лишь изменили конструкцию замка. Справа от орудия, разместили боекомплект  насчитывавший 21 выстрел. Каждый снаряд весил 15 фунтов (6,8 кг). Пушка М4 устанавливалась на безоткатном лафете под креслом второго пилота. Общая длина пушки составляла 2,90 м, а масса 900 фунтов (408 кг). Общая длина всей орудийной установки достигала 4,27 м, поэтому пришлось пожертвовать частью бомбоотсека. Экипаж XB-25G состоял из двух пилотов, стрелка, радиста и штурмана, который одновременно был заряжающим. Лобовой обтекатель самолета обшили дюралевым листом, одновременно укоротив фюзеляж с 16,09 до 15,78 м. Кроме пушки М4 в носовой части фюзеляжа установили два неподвижных пулемета калибра 12,7 мм с боекомплектом по 400 выстрелов на ствол. Еще два 12,7-мм пулемета стояли в задней верхней турели. Боекомплект к ним также составлял 400 выстрелов на ствол. Пушку и передние пулеметы наводил на цель пилот. Самолет оснастили оптическим прицелом N-3B и бомбо-артиллерийским прицелом А-1. Кроме того, для пристрелки можно было использовать трассы курсовых пулеметов. Когда цель оказывалась под огнем пулеметов, производился спуск орудия. Прицел А-1 использовался для бомбовых атак с небольшой высоты. XB-25G совершил первые два пробных полета 22 октября 1942 года, то есть даже раньше, чем в Австралии стали летать самолеты Пола Ганна. Пилотировал самолет Эд Верджин, а место инженера занимал Пол Брюер. Первые испытания касались работы вспомогательных механизмов и системы зарядки пушки. Летные качества самолета почти не изменились, лишь максимальная скорость упала до 447 км/ч. В пикировании прототип успешно разогнался до 544 км/ч. На следующий день над Тихим океаном Верджин, Брюер и полковник Квинн провели пробные стрельбы снарядами с уменьшенным до 50% и 75% от нормы метательным зарядом. В момент выстрела ощущался заметный толчок, но он не превышал допустимых пределов. Дыма почти не было и видимость мгновенно восстанавливалась.

Почти тут же был подписан контракт на постройку 400 штук. Кресла пилотов имели бронеспинку из 11,4 мм листа. Дополнительное бронирование имелось по приборной доске, вокруг места заряжающего и у турели. Броня также прикрывала боекомплект 75-мм пушки и носовую часть фюзеляжа. Левая часть лобового стекла была частично закрыта листом дюраля, на котором монтировался пушечный прицел.

В боевых условиях пушка показала достаточную меткость, но из-за заряжания вручную темп стрельбы был низким. Весьма редко удавалось выпустить больше четырех снарядов за атаку. Кроме этого, пока пилот наводил пушку на цель, он не мог совершать противозенитные маневры, что не особенно одобрялось экипажами. В бою 75-мм пушки использовались против самых разнообразных целей. Самой заманчивой целью были транспорта, так как даже одного прямого попадания вполне хватало для потопления японского каботажного судна. Даже эскадренным миноносцам под огнем пушки B-25 приходилось весьма несладко.




B-25 скоро стал «царем горы» на Тихом океане, так как его главный соперник, B-26 в основном отправлялся в Европу. Всего на заводе в Инглвуде было выпущено 405 B-25G. Два самолета были направлены британским ВВС для оценки, но заказа от англичан на эти машины не последовало. Применение В-25 в Европе в качестве ударного самолёта было неудачным – зенитные расчеты нацистов очень эффективно поражали крупный и маломаневренный самолёт.

 В-25Н (PBJ-1H).   Главным улучшением в конструкции самолета стало использование более легкой пушки Т13Е1. В носу самолета устанавливалось не два, а четыре 12,7-мм пулемета. Пулеметы устанавливали в ряд, боекомплект к каждому составлял 400 выстрелов. На правом борту самолета в обтекателях стояло еще два 12,7-мм пулемета. За крыльями в бортах фюзеляжа стояло еще по одному пулемету. Пулеметы выставлялись в окна, прорезанные в бортах. Окна располагались так, что правое находилось ближе к крылу, а левое -к хвосту. Это позволяло бортстрелкам вести одновременно огонь из обоих пулеметов, не мешая друг другу. В хвостовой огневой точке стояли еще два 12,7-мм пулемета. В результате всех переделок В-25Н помимо 75-мм пушки теперь нес 14 12,7-мм пулеметов!




  Тем временем, в ноябре 1944 года в 11-ую BS/14-й AAF, действовавшей в Китае, доставили несколько радаров APG-13А, которые предполагалось использовать совместно с 75-мм пушкой. Эта эскадрилья специализировалась на разрушении мостов. Радары позволяли быстро и достаточно точно определить расстояние до цели, что упрощало действия экипажа. Радарами оснастили пять В-25Н.

248 пушечных В-25 получил корпус морской пехоты США, где машинам присвоили обозначение PBJ-1H. Эскадрилья VMB-612, получившая PBJ-1D с радиолокаторами APS-3, занималась борьбой с судоходством противника. Она действовала в районе островов Бонин, а затем у Иводзимы. Бомбами и торпедами ее самолеты уничтожали военные корабли и торговые суда японцев. Подобным образом работала VMB-614, летавшая с Мидуэя.

С переходом американцев в наступление на Тихоокеанском театре боевых действий PBJ стали применяться для поддержки десантных операций, атак позиций противника на побережье, ударов по портам и аэродромам.

"Митчеллы" приняли участие в боях на Сайпане и Иводзиме, а позднее - на Филиппинах и Окинаве.

Все PBJ-1 морской авиации базировались только на суше. Но один PBJ-1H оснастили катапультными захватами и посадочным гаком в порядке эксперимента. Этот самолет в ноябре 1944 г. проходил испытания на авианосце Шангри Ла, в ходе которых взлетал с палубы и садился на нее.

Важной задачей для "Митчеллов" всегда была охота за торговыми судами японцев. Экипажи  каботажных транспортов имели мало шансов при встрече с Митчеллами извергающих лавину огня. Лёгкие японские транспорты вооружались пулемётами и в самом лучшем случае несколькими устаревшими зенитными орудиями.  В поисках целей для атаки самолеты безнаказанно забирались до островав Тайвань и Хайнань и даже до северного побережья Китая. PBJ закончили войну у берегов самой Японии. Они атаковали суда в Цусимском проливе, у побережья Кореи, бомбили цели на Кюсю и Хонсю.

 



Источник: http://www.airpages.ru/us/b25h.shtml ; http://www.airwar.ru/enc/sww2/pbj1.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

вторая мировая война авиа

 

Комментарии:

плюс.
что-то не встречал в переводе мемуары американских пилотов, воевавших на тихоокеанском ТВД, реально читал только Роберта Леки, но это морпех...

Ответить

"В результате всех переделок В-25Н помимо 75-мм пушки теперь нес 14 12,7-мм пулеметов!" - да, помощнее ИЛ-2 будет...

Ответить

Agent Smith

Как правильно было замечено в начале статьи, успех Б-25 связан с полным господством американской авиации в данном регионе и практически полным отсутствием организованной ПВО противника.

Ответить

gRIP

"Два самолета были направлены британским ВВС для оценки, но заказа от англичан на эти машины не последовало. Применение В-25 в Европе в качестве ударного самолёта было неудачным – зенитные расчеты нацистов очень эффективно поражали крупный и маломаневренный самолёт."

Ответить

Кто круче, Рэмбо или Шварцнейгер?
14 пулеметов кстати не курсовых, а оборонительных, так что огневой мощи они добавили не сильно. Но самолет потрясающий.

Ответить

putnik-ost

Мощь залпа Mitchell В-25Н не спасала от плотного огня германских зениток. На европейскрм ТВД штурмовые Mitchell переделали в бомбардировщики.

Ответить

Agent Smith

Кстати, Б-25 во время войны поставлялись в СССР по ленд-лизу и использовались в авиации дальнего действия (АДД), по сумме ТТХ считаясь аналогом Ил-4, превосходя последний по эргономике и качеству радио-навигационного оборудования.
И после войны, даже когда ленд-лизовскую технику надо было отдавать, Б-25 все равно был одним из главных самолетов советской дальней авиации. Короче, обманывали мы бывших союзников :)

Ответить

putnik-ost

Б-25 обладал большей скоростью, скороподъёмностью, маневренностью, был лучше вооружён. Ил-4 создавался в начале 30х годов, а Б-25 в конце. В СССР были попытки установить на Ил-4 двигатели М-82. Показатели заметно улучшились, но начали подламываться стойки шасси.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.