Регистрация Вход
Город
Город
Город

ЛуАЗ-967 – транспортёр переднего края





«МОСКВИЧ» ПРОТИВ НАМИ

Что такое  ТПК? Расшифровывается просто: Транспортер Переднего Края. То есть эдакая многоцелевая машинка, которая по бездорожью возит на передовую под огнем противника патроны и снаряды. А обратно раненых или, если дела пошли плохо, открученные прицелы от артиллерийских орудий. В случае необходимости на ней можно пойти в разведку или форсировать реку. А если поставить пулемет или пусковую установку противотанковой ракеты, то можно и вражескую атаку бойцам помочь отбить. Выпускалось это чудо на Луцком автомобильном заводе.




В конце 50-х годов инженеры НАМИ и МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей, он же АЗЛК, мир его праху) получили примерно одинаковое задание. Требовалось создать для армии легкий вездеход, способный действовать в боевых порядках, а в случае необходимости и плавать. Победили специалисты МЗМА. Они предложили вполне работоспособный проект, созданный на основе узлов перспективного «Запорожца», который тогда назывался не ЗАЗ-965, а МЗМА-444. При этом они решительно перенесли вперед оригинальный V-образный «воздушник», чье происхождение до сих пор окутано послевоенным туманом. Ведущими, естественно, стали передние колеса, а задние подключались в случае необходимости. Понятное дело, машина получилась значительно крупнее всем известного «горбатого». Длина составляла 3682 мм, ширина – 1712 мм, высота – 1600 мм (против соответственно 3330/1395/1450 мм модели 965). Кроме того, она имела дорожный просвет в 285 мм и неплохо держалась на воде.

Армейский «Москвич» военным понравился, и уже в 1961 году он пошел в серию на Луцком машиностроительном заводе под индексом ЛуМЗ-967. В 1967 году ЛуМЗ был переименован в ЛуАЗ. Гражданский вариант машины – «Волынь» – увидел свет  в 1964 году под названием ЗАЗ-969 (затем ЛуМЗ-969В и, наконец, ЛуАЗ-969В) и некоторое время выпускался только в переднеприводной версии.





СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ясно, что ТПК в свободной продаже не мог появиться даже теоретически. Более того, вплоть до 80-х годов про него почти ничего не писали. А уж как он ведет себя на воде/суше, толком неизвестно до сих пор. Узнав про это недоразумение, я немедленно постарался его исправить. Для начала я свел знакомство с активистом киевского клуба 4x4 Off Road Master и по совместительству владельцем почти нового (с консервации) ЛуАЗ-967. А затем, выбрав подходящий денек, отправился  тестировать чудо советской инженерной мысли.

Прежде чем совершить омовение стальных боков вездехода в не совсем прозрачных водах великой и могучей реки Днепр, наш экипаж проехался по проселку, преодолел заливной луг, похожий на застывшую и поросшую травой волну от проходящей баржи-самоходки. Как и следовало ожидать, ТПК не ударил лицом в грязь. Полностью независимая подвеска на поперечных торсионах, защищенных на танковый манер плоским днищем, позволяла легко преодолевать совершенно немыслимые для такого компактного авто препятствия. Причем нам ни разу не пришлось пользоваться понижающей передачей раздатки и блокировкой дифференциала заднего моста.




 

На ровной дороге ЛуАЗ-967 начинает смахивать на карт. Моторчик у него, конечно, не особо мощный. При рабочем объеме 1.2 литра он развивает всего-то 40 л. с. Но благодаря небольшому весу в 950 килограммов ТПК довольно резво разгоняется, а максималка в 75 км/ч воспринимается почти как 150 км/ч на «нормальном» автомобиле. Особенно если ехать с откинутым передним стеклом.

К слову, откидывается не только стекло, но и рулевая колонка со спинкой сиденья. В таком положении высота машины составляет всего 1250 мм. Сделано это скорее всего для транспортировочных целей.

С ОГЛЯДКОЙ НА ВОДЯНОГО ЖУКА
ТПК  явно сконструирован с оглядкой на одну из лучших амфибий Второй мировой войны  – Typ 166 Schwimmwagen, созданную на основе узлов и агрегатов знаменитого VW Kofer («Жук»). К примеру, и «наш», и «немец» имеют поперечно-торсионную подвеску колес и двигатель воздушного охлаждения. Правда, есть принципиальное отличие. «Водяной жук» больше похож на легковой автомобиль, а ТПК абсолютно утилитарен. На это намекают и его дизайн, и складные пассажирские сиденья, расположенные справа и слева от места водителя, восседающего точно посередине. Интересно, что, несмотря на малые размеры, ЛуАЗ-967 способен выдержать солидную нагрузку в 400 кг, считая вес водителя, и тянуть прицеп массой 300 кг. Но это еще не все.




 

Известная присказка, что амфибия – это неплохой автомобиль, но никудышный катер, вполне годится и для героя нашего рассказа. Но чтобы убедиться в этом, нужно было отплыть хотя бы метров на двадцать от берега. Начнем с того, что «луазик» не имеет ни винта (как «сто шестьдесят шестой»), ни водомета (как советский бронированный разведчик БРДМ и легкий танк ПТ-76). Поэтому передвигаться по воде он может только за счет вращения колес. Для этого нужно включить полный привод, перейти на вторую передачу. После чего ЛуАЗ начинает неторопливо чапать со скоростью пешехода. Столько же на среднем ходу развивает мотолодка  «Днепр» под подвесным мотором «Москва-10». Увеличить скорость могли бы специальные лопасти, привинчивающиеся к колесам, но у нас их под рукой не оказалось.

Только на воде я понял, для чего на ТПК применена столь экзотическая посадка водителя посередине машины. Находись он справа или слева, получился бы заметный крен.  Что при высоте надводного борта от силы сантиметров 15–20  (и это при минимальной нагрузке) было бы весьма неприятно. Вообще на этой машине преодолевать водные преграды лучше всего в гордом одиночестве, с пустым кузовом и в безветренную погоду. Все-таки его стихия отнюдь не вода.




 

ГЕОЛОГ – СУПЕР-ТПК
Жаль только, что у нового владельца Луцкого автомобильного не нашлось ни денег, ни желания, чтобы продолжить выпуск этой замечательной машины – мечты любого охотника, рыболова и просто любителя экстремальных путешествий. Увы, остался не реализованным и другой интересный проект  – ЛуАЗ-1901 «Геолог», эдакий «Супер-ТПК» с тремя ведущими осями и трехцилиндровым дизелем 3ДТН Харьковского завода им. Малышева.




 

При конструировании ТПК ЛуАЗ 967, в опытном порядке на его базе был создан также трёхосный вариант транспортёра - амфибии, но в серию эти автомобили тогда так и не пошли. Однако идея не была забыта и на Киевском автосалоне SIA99 Луцкий автозавод представил полноприводный автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ 1901 "Геолог".
Машина весьма примечательна. Во-первых, она трёхосная, причём с равномерным размещением мостов по базе, что гарантирует ей отличную проходимость. Автомобиль без труда преодолевает канавы шириной до 1,4 метра. А независимая подвеска всех колёс в сочетании с достаточной общей длиной обеспечивает исключительно плавное движение по пересечённой местности. Автомобиль преодолевает подъёмы до 58 % и удерживается на боковом уклоне в 40 градусов
Во-вторых, автомобиль этот - амфибия. Водоходный движитель - традиционный для луазовских вездеходов - гребной эффект колёс, обеспечивающий скорость на воде до 5 км/ч.
В-третьих, наконец, в качестве силового агрегата на автомобиле использован трёхцилиндровый дизель 3ДТН, Харьковского завода им. Малышева.
Демонстрируя эту опытную модель, Луцкий автозавод рассчитывал привлечь внимание прежде всего силовых структур, а также министерств по чрезвычайным ситуациям. Но, судя по всему, вышло как всегда...


 
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТКРИСТИКИ
колёсная формула 6х6; грузоподъёмность 660 кг; снаряженная масса 1250 кг; полная масса 1900 кг; габариты длина 4522 мм, ширина 1922 мм, высота 1754 мм; дорожный просвет 285 мм; колея 1335 мм; двигатель дизель 3ДТН; число и расположение цилиндров 3 в ряд; рабочий объём 1,5 л; мощность при 3600 об/мин 51 л.с.; максимальная скорость 60 км/ч; расход топлива 12 л/100 км; ширина водного препятствия 3000 м; колёса диски 5J/16, шины 6,96/16

Засветившись на  Киевском автосалоне SIA’1999 этот автомобиль, похоже, окончательно канул в Лету.

Самодельная конструкция из узлов и агрегатов ЛуАз, но основанная на принципах вездеходов Грачёва - первая и последняя колёсные пары - управяляемые.







 



Источник: http://media.club4x4.ru/535-transporter-amfibija-tpk.html ; http://www.ujuja.narod.ru/photogeol.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

автомобили-амфибии

 

Комментарии:

БоевойХомяк

кстати, место водителя было устроено таким образом. что при обстреле спинка сиденья откидывалась и водитель мог управлять автомобилем в положение лежа. Правда обзор был сведен к минимуму, но ...)

Ответить

БоевойХомяк

упс..в тексте уже упомянуто это.)) но не для транспортировочных целей, а для возможности перемещения во время обстрела. данное авто часто использовалось как санитарная машина.

Ответить

putnik-ost

Я вот думаю стоит ли делать пост о современных санитарных машинах?

Ответить

> Только на воде я понял, для чего на ТПК применена столь экзотическая посадка водителя посередине машины.
на самом деле, с обоих сторон устанавливались носилки.

Ответить

putnik-ost

На самом деле на ТПК устанавливались ПТУР, радиостанции, ПЗРК и ещё туча всякой всячины. На самом деле ТПК служили в ДШБ.

Ответить

угу. а руль по центру - именно для установки носилок. ;)

Ответить

+2! Это Вам не машина собранная из швейной машинки Zinger словами Остапа Бендера. Это новое лицо FIAT-600 по советски, итальянцы такой прекрасный и простой вездеход собрать бы не смогли. Отличная машинка! И посадка водителя интересная - по средине. Видел, как рыбаки в Украине на на таких на рыбалку ездили. По балкам, глине, болотцам. А ему хоть бы что!

Ответить

БоевойХомяк

в Томске такие для зимней рыбалки оборудовали...в пассажирском отсеке, в днище делали отверстие чуть больше размера бура, утепляли сам корпус и вперед...))

Ответить

Это военный санитарный транспортёр, расчитанный на эвакуацию с поля боя персоны №1. Моторесурс потому у него на тот случай соответственный, да и без этого случая - то же. Машина прекрасная. Сделано по - минимому, чисто чтобы везде ехала. Ну , не считая таких мелочей, как - не одинаковое передаточное число между передней и задней осями. При подключении заднего моста (машина переднеприводная)на асфальте аппарат просто начинает подпрыгивать и через не долгое время при такой езде трансмиссия выходит из стороя. Но это "защита от дурака", чтобы не забывали выключать.

Ответить

talula

У моего деда такой ЛУАЗ был до недавнего времени, пару лет назад продал. Пригнали его с Украины на своём ходу. Когда первый раз на нём Томь переплывали у людей на берегу глаза по полтиннику были, потом привыкли, но провожали завистливыми взглядами. Этой машине дорога в принципе не нужна.

Ответить

ВНЕ

ныряли возле коммунального и причаливали к противоположному берегу близ Северска?) течением не сносило?

Ответить

lelyf

дык это мона на ней и в Таганы проехать... А где такую купить, кто-то знает?

Ответить


Жаль их больше не производят. А что-нибудь аналогичное в плане простоты, дешевизны и проходимости есть на мировом рынке, интересно?

Ответить

Да уж! Это по-русски - не дороги для автомобиля, а автомобили для бездорожья. Но в этом случае в "яблочко" попали. Жаль, что не последовало продолжения.

Ответить

теперь Луаз иномарка :)
запчасти в томске очень дорогие, можно найти только на авторазборе.
По поводу эксплуатации на просторах области с целью охоты, рыбалки и т.п скажу следующее:
Минусы:
-слабая ходовуха. Подшипники, дифференциалы, сальники часто приходилось менять. У знакомых заядлых охотников-рыболовов(коих не менее 5 человек) такая же история.
-низкое расположение двигателя по сравнению с попой.Часто ковыряешься об кочки и т.п.
Плюсы:
+небольшой вес. Из ацкой грязи можно вытолкать вдвоём.
+не особо прожорливый.
P.S.:
жаль что не выпускают газ-69. По весу немного больше луаза, но ходовуха НАМНОГО проще.

Ответить

движок слабоватый, но после 90-х стали устанавливать от Таврии на 50 лошадок.

Ответить

Господа-горожане на сайте кто-нибудь находил посты про газ-69 (новый-недоавтомобильпрототип 2008 года Не в счёт)????

Ответить


Ев-гений

интересная машинка.
посту +

Ответить

        Дмитрий

Есть ЛУАЗ-967М ТПК Амфибия. в Алтайском крае. подробности кому интересно, пишите на е-майл Frolow2003@bk.ru

Ответить

В положении лежа обзор обеспечивается через перископ, входящий в комплект. "не одинаковое передаточное число между передней и задней осями" - бред, разве что самостоятельно поставили разные колесные редукторы. Ездил с подключеным задним мостом по 100км по асфальту, забывая выключить - замечал только в гараже.
Кому интересно - заходите www.luaz967.ru

Ответить

У меня был такой с двигателем москвич 403. Дури хватало с лихвой.Проблема со шпильками редукторов была, - просто увеличил и прочней сталь применил. Жалею что продал!

Ответить

ребята аппарат бомба))) проходимость - на высоте я его с Сахалина в ящике на Украину пригнал на поезде да сих пор на ходу , проездил 24 т. выпуск 88г. ПОКУПАЙТЕ, данные в " автобазар-Украина"

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.