Регистрация Вход
Город
Город
Город

Боевая служба Новиков




Вечером 27 октября 1916 года 11 новейших эсминцев германской 10-й флотилии под командованием коммодора барона фон Витинга в сопровождении легкого крейсера “Страсбург” вышли из Либавы (Лиепая) к устью Финского залива для нанесения артиллерийского и торпедного удара по кораблям и сооружениям Балтийского порта (Палдиски). По данным радиоразведки командование Балтийским флотом заблаговременно узнало об этой операции. Оперативная часть Штаба командующего Флотом Балтийского моря под руководством капитана I ранга князя М.Б. Черкасского разработала план постановки минных заграждений на возможных путях следования вражеских кораблей в Финский залив, а минеры контр-адмирала М.К. Бахирева скрытно выставили новые минные поля.

Германские эсминцы двигались 21-узловым ходом, держа дистанцию в 300 метров. Впереди на “S-56” шел коммодор Витинг. В 9 часу ночи 3 концевых эсминца в темноте отстали. Когда Витингу доложили об этом, он, желая воспользоваться темнотой и внезапностью операции, приказал продолжать движение вперед. Вскоре радио сообщило, что один из отставших эсминцев, “V-75”, подорвался на мине. Дальше трагические события развертывались так: команде “V-75” было приказано покинуть корабль и перейти на “S-57”. Через 5 минут дрейфовавший “V-75” касается еще одной мины, разламывается на три части и идет ко дну. Через час “S-57” также подрывается на мине и тонет. Уцелевших людей подбирает “G-89” и возвращается с ними к крейсеру “Страсбург”, который по плану операции прикрывал эсминцы со стороны моря.

Виттинг узнает об этом в 22 часа, находясь со своей флотилией уже около Оденсхольма (Осмуссаар), поэтому он решает продолжить операцию с оставшимися 8 эсминцами. В 1 час 20 минут 28 октября флотилия подошла к бухте Рогервик. Виттинг приказал трем первым эсминцам войти в бухту и начать обстрел Балтийского порта. Остальные 5 кораблей остались в охранении при входе в бухту. Ворвавшиеся в акваторию порта эсминцы “S-56”, “G-90” и “S-59” освещают прожекторами берег, но цели нет. Русские, зная о набеге, убрали из порта боевые корабли, подводные лодки и коммерческие суда. Береговые склады также пусты. 20 минут корабли ведут беспорядочный огонь по постройкам порта и жилым домам. Выпустив 162 снаряда, немцы повредили 24 строения, убили 2 солдат и 6 мирных жителей, ранили еще 8 человек. Закончив обстрел, флотилия ложится на курс отхода, стараясь при этом обойти севернее минное поле, на котором подорвались два ее корабля. Но, пройдя около 15 миль, флотилия опять наскакивает на минное заграждение. В 3 часа 36 минут подрывается “G-90”. На нем выведена из строя турбина и убито 9 человек. Не проходит и минуты, как взрыв раздается под “V-72”. Вскоре эсминец разламывается на две части и тонет, но на удивление на нем никто не погиб, только несколько моряков получили ранения. Едва “S-59” снимает экипаж “G-90”, как он идет ко дну. Оставшиеся эсминцы продолжают движение, но не пройдя и двух миль в 4 часа взрывается и опрокидывается “S-58”. В отчаянии Витинг изменяет курс и на полном ходу мчится через заграждение. Еще через две мили на мину наскакивает “S-59”, на борту которого находятся экипажи двух погибших эсминцев. Видя, что спасти корабль не возможно, Витинг принимает людей на свой “S-56”. В 6 часов 15 минут в 9 милях от места гибели “S-59” концевой “V-76” подрывается и погружается в воду. Его экипаж снимает “V-77”.

Только 4 корабля привел фон Витинг на базу. Так за одну ночь, прозванную “ночью бесславия”, немецкий флот потерял 7 новейших эсминцев.

После таких потерь немецкие моряки очень неохотно шли выполнять задания на Балтике. Вот что писал в своих воспоминаниях один из немецких подводников Эрнст Хасхаген: “В начале войны лишь одна мина представляла опасность - мина русская. Ни один из командиров... не шел охотно в Финский залив. “Много врагов - много чести” - отличное изречение. Но вблизи русских с их минами честь была слишком велика. Германии, надо прямо сказать, делать там было нечего. Каждый из нас, если не был к тому принужден, старался избегать “русских дел”.

 

 Может возникнуть впечатление,что это уникальная  и едва ли не единственная победа русского флота в Первой Мировой Войне. Ну чтож обратимся к статистике.
Русским эсминецем типа Новик 4 августа 1915 года был уничтожен германский эскадренный миноносец "V 99".
 Повторюсь но"новики", бывшие отличными минзагами и поучаствовали  в разгроме, учиненном немецким эсминцам, 10 - 11 ноября 1916-го. Немцы тогда потеряли новейшие "S 57", "S 58", "S 59", "V 72", "V 75", "V 76" и "G 90". Это было без сомнения самое серьезное поражение германского флота за всю войну.

Также в списке жертв "новиков" числятся легкий крейсер "Бремен", вспомогательный крейсер "Херманн", одна из немногих жертв очень мощного торпедного вооружения "новиков". Эскадренный миноносец "V 107" подорвался на выставленном "новиками" минном заграждении и затонул спустя всего один месяц и пять дней после своего вступления в строй.

Славно потрудились "новики" и на Черном море. Нарушая каботажное судоходство турок в основном в районе Зунгулдака и Босфора ими расстреляны и торпедированы 32 парохода и 220 парусников не считая фелюг, буксиров и барж. Три парохода и пять парусных шхун захвачены в качестве призов.

Утром 23 августа 1915 года "Пронзительный" и "Быстрый" атаковали конвой из четырех турецких транспортов с углем, охраняемый крейсером "Гамидие" и двумя эсминцами. Крейсер противника, получив два попадания, и обнаружив поблизости подводную лодку "Нерпа", вышел из боя, за ним последовали и эсминцы, один из которых также получил повреждения. Наши корабли повреждений от огня противника не имели. Расправившись с охраной русские эсминцы уничтожили и три транспорта из состава конвоя.

9 сентября того же года "Счастливый", "Дерзкий" и "Гневный" провели пожалуй самый тяжелый для "Новиков" за всю войну бой. Имея задачей нарушение каботажного судоходства в районе угольных копей, наши корабли обнаружили на горизонте дым корабля, который был идентифицирован как все тот же "Гамидие". Русские корабли пошли в атаку, но сблизившись, совершили пренеприятнейшее для себя открытие – их противником оказался немецкий линейный крейсер "Гебен". Пикантность ситуации заключалась в том, что по скорости наши корабли превосходили немца совсем немного, да им еще и приходилось маневрировать, уклоняясь от огня "Гебена". Обладая паспортной скоростью в 29-31 узел, наши корабли развивали во время часового преследования до 32 узлов :). Ошибка немцев состояла видимо в том, что весь свой огонь они сосредоточили именно на "Счастливом". Имя помогло, попаданий русские корабли избежали.

Кроме того за "новиками" числятся турецкие Миноносец "Хамидабад", канонерские лодки "Йозгат", "Ташкопрю" и две малых КЛ, немецкая подлодка UC-13.

Таков список жертв "новиков" на Балтийском и Черном морях.

 




Источник: http://www.navy.su/daybyday/october/28/index.htm ; http://oldadmiral.livejournal.com/15484.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

история военно-морского ф

 

Комментарии:


putnik-ost

Альтер, Вам спасибо. Честное слово устал читать истории о том что Россия ходила в лаптях и воевала с германцами рогатиной и вилами.

Ответить

Да давненько позитива не наблюдалось...Афтар+++

Ответить

gRIP

Вам спасибо) поток лжи остановим только встречным потоком правды!

Ответить

Кирилл

Когда-то зачитывался Пикулем, "Моонзунд" - один из любимых романов. +

Ответить

спасибо,
"Моонзунд" часто пересматриваю - нравится фильм, но все не мог добраться до фактографии событий.
В фильме называли "навИк" - не мог понять, может это типа по-морскому, как "компАс"?

Ответить

putnik-ost

новИк - в Древней Руси воин-новобранец. А Моонзунд - это нелепое, отчасти постыдное событие. Революционеры распропагапндировали дивизию Гангутов. Матросы отказались выходить в море. Когда команды Грома и Победителя дрались и погибали, когда Слава огрызаясь огнём погибала от ударов 35см орудий германских дредноутов, всё это время матросня Гангутов митинговала в Хельсынки. В книжке Пикуля об этом ни слова. Вот так. Опять негатив, опять. Где большевички там всегда подлость. Цель оправдывает средства.

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.